Споттер для рихтовки кузова: плюсы метода

Необходимость в кузовном ремонте может возникнуть у любого автовладельца. Царапины, вмятины и другие повреждения – неприятность распространенная, но легко устранимая при условии обращения к услугам профессионалов. Следует учитывать, что далеко не все повреждения могут быть исправлены традиционными методами выдавливания и выстукивания с внутренней стороны кузовной поверхности. В труднодоступных местах на помощь приходит выравнивание деталей споттером.

Что такое споттер

Споттер представляет собой одну из разновидностей аппарата для точечной сварки. Точечная сварка в последние годы получила широкое распространение в области кузовного ремонта. Современная и качественная рихтовка кузова выполняется споттером. Не следует понимать буквально, что сила тока в споттере используется для сварки отдельных деталей кузова. Его задача – это локальное нагревание металла или приварка вспомогательных элементов к поврежденной поверхности кузова для выполнения рихтовки.

Споттер – устройство, которое позволяет восстановить точную геометрию на любых деталях кузова. Подобраться с внутренней стороны таких деталей, как стойки крыши или пороги для восстановления геометрии нельзя. Поэтому удаление вмятин на них возможно только с применением споттера. Его использование часто становится более эффективным и целесообразным при рихтовке дверей, задних крыльев, капота и любых других деталей кузова.

Важное преимущество споттера для кузовного ремонта – в том, что это устройство позволяет провести рихтовку любых деталей кузова без их полного демонтажа.

Принцип работы споттера

Устройство позволяет выполнять локальный нагрев небольшой участок поверхности детали, обеспечивая точность рихтовки и минимальное воздействие на прилегающие неповрежденные поверхности. Работа споттером проводится исключительно снаружи кузова. Это исключает возможность повреждения внутреннего покрытия кузовных элементов, обеспечивающего антикоррозионную защиту. Технология точечной сварки не приводит к изменениям состава стали кузова, которые могли бы в итоге привести к ухудшению ее характеристик. Во время нагревания углерод в стали не выжигается. Все вместе это делает методе рихтовки споттером максимально эффективным и деликатным.

Последовательность рихтовки споттером включает следующие основные этапы:

  • выполняется локальный нагрев поврежденной поверхности посредством тока, поступающего на электрод;
  • к месту повреждения приваривается элемент крепежа;
  • выполняется крепление обратного молотка к фиксатору;
  • проводится вытягивание поверхности: вручную или с использованием вспомогательных инструментов и насадок.

Выполнение рихтовки споттером не требует больших физических усилий, что стало дополнительным преимуществом метода.

Отличия рихтовки споттером небольших и крупных вмятин

Процесс рихтовки споттером требует предварительной подготовки поверхности. С поверхность в обязательном порядке удаляется слой лакокрасочного покрытия, шпаклевки и грунтовки. Это относится к любому типу материала, как к железу, так и к алюминию. После придания кузовному элементу нужной геометрии и первоначального вида выполняется демонтаж фиксатора. Для этого может быть использована болгарка. Завершающий этап – шлифовка поверхности и подготовка ее к покраске. Перед покраской выполняется шпатлевка и грунтовка поверхности. Для специалиста подбор оттенка не составит сложностей. Больше о покраске читайте в статье "Новые технологии покраски автомобилей".

Рихтовка небольших и серьезных повреждений имеет некоторые принципиальные отличия.

Особенности устранения небольших вмятин:

  • для вытягивания вмятины достаточно одного фиксатора;
  • зачистка ЛКМ требуется только на деформированном участке, неповрежденная поверхность остается в первоначальном виде;
  • для предотвращения разрушения ЛКМ на неповрежденной поверхности рекомендуется обклеить вмятину малярным скотчем по периметру;
  • рихтовка выполняется максимально деликатно, без сильного давления, чтобы не деформировать всю деталь кузова.

Особенности рихтовки масштабных повреждений:

  • может потребоваться большое количество фиксаторов, акцент их установки – на самые глубокие места деформации;
  • вытягивание элементов выполняется поэтапно, по кругу до момента восстановления первоначальной геометрии кузова;
  • попытка сразу выровнять один из участков может привести к тому, что при выравнивании следующего участка произойдет деформация предыдущего;
  • обратный молоток может иметь сравнительно большие размеры, но сильных ударов следует избегать, чтобы не повредить кузовные элементы.

В качестве фиксаторов могут использоваться разные крепежные элементы. Опытный специалист быстро определяет оптимальный метод вытягивания для конкретного повреждения и подбирает нужные элементы.

Это могут быть шайбы, через отверстия которых после приваривания пропускается стальной прут. К пруту цепляется специальный упор (рычаг), с помощью которого вытягивается вмятина.

Еще один вариант – волнистая проволока, привариваемая к поврежденной поверхности. К проволоке цепляется гребенка (приспособление с крючками), за которую вмятина вытягивается с помощью специального рычага.

Специальный лифтер – насадка для споттера со стержнем и специальной опорой. Кончик этого стержня приваривается к поверхности, а опора упирается в деталь кузова. Мастер выполняет вытягивание металла путем приложением силы через рукоятку. Процесс должен быть плавным, чтобы не повредить деталь.

Специальных приспособлений и насадок для споттера существует большое количество. Выбор зависит от типа вмятины. Задача специалиста – выбрать оптимально решение для быстрого и качественного ремонта.

Преимущества рихтовки споттером

Технология рихтовки споттером имеет ряд преимущества:

  • отсутствует перегрев металла, сохраняются его свойства и характеристики;
  • не происходит разрушение защитного антикоррозионного слоя на внутренней поверхности кузова;
  • происходит сокращение необходимого для кузовного ремонта времени по сравнению с другими традиционными методами рихтовки;
  • высокое качество рихтовки – удается полностью восстановить геометрию кузова, на завершающем этапе перед покраской слой наносимой шпатлевки минимален.

Лучшего результата рихтовки позволяют достичь профессиональные модели споттеров. Для работы с профессиональными устройствами необходимы общее представление о точечной сварке и некоторые навыки работы со сварочной установкой. Только специалист может быстро и правильно определить объем работ, подобрать необходимые насадки для споттера, набор дополнительных инструментов и приспособлений для вытягивания.

При повреждении кузова любой сложности рекомендуется профессиональная рихтовка авто в Киеве в «Visage-Auto». Профессиональная услуга предоставляется квалифицированными специалистами с применением современных технологий и нового оборудования. Читайте также: «Рихтовочные автомобильные стенды».